Доклад на секции Российского научно-технического общества судостроителей имени академика А.Н. Крылова
ФИЛИАЛ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ"
ФГУП "КРЫЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР"
Главная Письмо Карта сайта

И это не случайно.В настоящее время Правительство России возлагает большие надежды на решение проблем коммунального сектора посредством применения рыночных механизмов. 26 марта 2003 года, президент России подписал пакет законодательных актов, запустивших процесс реформирования в электроэнергетике. Где, разработчики реформы, стандартно заморочив голову нашему президенту опытом так называемых развитых стран, мы то знаем, к чему этот опыт привел в России, предложили: Разделить электроэнергетику на конкурентный и монопольный секторы. Например, в сегменте тепловой генерации скрыт огромный рыночный потенциал и они правы, по-своему. Это воровской Клондайк для чиновников и монополистов. И это касается всех граждан, проживающих в многоквартирных домах. Всех нас! Реализация рыночных механизмов, по мнению Правительства, заключается в формировании полноценной системы взаимоотношений в отрасли, когда муниципальные образования будут определять спрос на услуги по управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а частные операторы предлагать конкурентоспособный продукт. Лукавят. Операторы действительно частные, но все они покупают тепло у так называемого естественного монополиста. И, по большому счету, не имеет значение, с каким оператором потребитель подписал договор. Просто появляется дополнительный посредник. Удобный монополисту и накладный для потребителя. Но когда либеральных демократов и правительство волновали интересы нас с вами? В этой формулировке заложено основное противоречие - не может так называемый естественный монополист конкурировать сам с собой и поэтому нет смысла в разговорах о предложении конкурентоспособного продукта. Вспомним, рыба не бывает первой или иной свежести, она либо свежая, либо ее нельзя употреблять в пищу. Так и монополист, по сути своей не может быть ни естественным, ни иным. Но демагогия о либерализации рынка как-то не вяжется с реально господствующими монополиями.Вот и прячутся за терминами, типа "естественный монополист". Естественный и другого нет. И дело не в том, что плохо искали. Просто иное не выгодно чиновно-олигархической связке. Иными словами, государство, де-юре провозглашая социальный характер, де-факто делегировало свои обязанности и полномочия частным монополистам. Получилась идеальная положительная обратная связь. Как это вышло? Чтобы ответить, придется слегка коснуться экономики и технологии взаимодействия сторон, участвующих в процессе выработки и продажи тепловой энергии. Очевидно, что отрасль коммунального теплоснабжения работает в условиях системного кризиса. Кризис отрасли заложен в самом ее названии: теплоснабжение . Для понимания этого определимся с терминами (с позиции экономики). Система теплоснабжения - это такая система, где товаром выступает тепловая энергия. Аналитические исследования показывают. В существующих условиях хозяйствования, конъюнктурных по форме, монетарных по методике работы экономике отрасли теплоснабжения - сохраняемые механизмы не соответствуют принципам работы реального сектора производства. В подтверждение этого произведем анализ экономической структуры сектора теплоэнергетики коммунальной сферы: Главнейший фактор, опора и стержень монетарных методов нормативно-тарифный принцип, применение которого позволяет коммунальным предприятиям практически полностью игнорировать понятие цены при расчетах с конечными потребителями за оказываемые услуги. По сути,экономике навязаны ведомственные черты. Именно этот принцип, а не уровень технологической эффективности, определяет экстенсивный характер работы отрасли в целом. Единственным показателем потребления тепловой энергии является количество тепла (Гкал) в соответствие с положениями Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" Раздел 2, статья 6, пункт 1 не входящая в перечень физических величин, подлежащих прямому измерению. В Российской Федерации в установленном порядке допускаются к применению единицы величин Международной системы единиц СИ, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии. Генеральной конференцией по мерам и весам принято, что внесистемная единица калория подлежит изъятию из официального оборота. Но, исходя из реального способа хозяйствования субъектов экономики и исторически сложившихся методик расчетов, затрудняющих директивное следование закону, в этот же пункт внесено дополнение Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин Для этого в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя утвержденных Минпромэнерго РФ,как подзаконный акт, в сентябре 1995 года, установлен порядок учета тепловой энергии, где показания вычислителя тепла считаются объективной основой, на которой базируются взаимоотношения между абонентами и поставщиками тепла.Обратим внимание на то, что оценка количества и качества поставляемых услуг производится посредством расчетов на основании косвенных параметров. Прямое измерение количества тепловой энергии не возможно, применима только расчетная методика. Поэтому, строго говоря, положения Правил учета тепловой энергии и теплоносителя противоречат положениям Закона РФ "Об обеспечении единства измерений", т. е. метрологически не корректны, вследствие того, что за основную единицу учета поставленных теплоэнергетических ресурсов принята внесистемная единица измерения количества тепла калория, стоимость которой назначается тарифами.В связи с этим позволю себе напомнить, что в соответствии со статьей 465 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410),если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным. Выполненный авторами анализ производственной деятельности предприятий коммунального хозяйства показал, что в традиционных системах централизованного теплоснабжения в общем объеме затрат на долю топлива приходится: 10 - 30 % при использовании газового топлива; 10 - 40 % при использовании жидкого и твердого топлива. Транспортные расходы составляют 5 - 7 %, остальные расходы, более 40%, проходят по статье "Прочие расходы". И, внимание: Реконструкция котельных и тепловых сетей, при сохранении централизованных принципов предоставления услуг, позволит снизить затраты на теплоснабжение на 25 30 % только в пределах производственной доли. Расчеты показывают, что это повысит энергетическую эффективность системы в целом не более чем на 15 %. При этом, наперекор всем реформам, проводимым в коммунальной сфере, доминирующий вклад статьи "Прочие расходы" остается величиной постоянной. Интересно, в связи с этим, вспомнить высказывание руководителя Росстроя С. И. Круглика: Из чего состоит тариф, толком не понимают даже специалисты. Население в существующих условиях выступает в качестве безусловного потребителя не свободного покупателя, оплачивая услуги по отоплению и горячему водоснабжению на основе принятых нормативов и тарифов, в результате,житель не только не может контролировать объем, качество и стоимость предоставляемых услуг, но и, даже отказаться от их потребления. Громоздкая и сложная схема расчетов, отсутствие обратной связи искажают сигналы, на основе которых вырабатываются оперативные и стратегические управленческие решения, а также закладываются величины расходных статей государственного бюджета. Ошибочные решения, принятые на основании ложной информации, значительно снижают эффективность инструмента государственного регулирования в рамках избранной макроэкономической политики. Эти и другие проблемы препятствуют проведению коренных преобразований в рамках существующей централизованной системы теплоснабжения. Вывод:Централизованный принцип транспортировки, распределения, потребления тепловой энергии (вспомним Пр-842 от 21 мая 2006 года)в условиях действия объективных законов экономики, реального сектора производства нарушают основные законы экономической науки (системный кризис коммунальной теплоэнергетики). Что предлагается?Мной разработано обоснование необходимости разработки Концепции модернизации коммунальной сферы, основанное на использовании законов реального сектора экономики, где во главе стоит объективный учет проданных ресурсов, в отличие от нормативно-тарифных методов расчета за поставленные услуги. Взамен поставщиков и потребителей ввести категории продавцов и покупателей ресурсов Это не просто игры с терминами а фундаментальное изменение идеологии работы коммунальной отрасли России, реальная возможность отказаться от услуг не естественных "естественных монополистов" в части теплоснабжения (60% от сумм коммунальных платежей).Государственное или монопольное управление домашним хозяйством абсурдно, и противоречит Основному закону российского государства, Конституции РФ, Глава 2, Статья 25 "Жилище не прикосновенно". В реальности это происходит постоянно, без решения суда и нашей воли. И, самое главное, отказ от продажи тепла и установка приборов учета газа, электричества и воды открывают возможность системной перестройки коммунальной отрасли. Передача возможности производства тепла и горячей воды собственникам квартир в жилом многоквартирном доме в корне изменит не только технологию производства и продажи услуг, но и саму философию отношений в обществе. Ликвидирует раздражающий всех фактор социальной напряженности, связанный с ростом платежей за коммунальные услуги. Коммунальный сектор область действия законов реального сектора экономики. Основной задачей модернизации экономики является ликвидация внутренних противоречий отрасли, обусловленных существующей методикой расчетов за предоставляемые коммунальные услуги в части отопления, горячего и холодного водоснабжения (включая канализацию сточных вод), в современных условиях хозяйствования. Для реализации этой задачи должны быть созданы условия для отхода от нормативно тарифных принципов расчета, а это возможно только в результате вывода тепловой энергии из экономической категории - товара. В результате этого принципиального преобразования, смогут быть внедрены объективные ценовые, количественные и качественные показатели при расчетах с покупателями энергетических и других ресурсов. Произойдет, естественным образом, замена узко отраслевой категории "Потребитель" на экономическую категорию "Покупатель".В свою очередь, вывод тепловой энергии из экономической категории "товара", есть не что иное, как категорический отказ от принципов централизованного теплоснабжения в коммунальной сфере. Предлагается демонтировать наружные и внутренние инженерные сети теплоснабжения и установить в каждой квартире многоквартирного дома поквартирную систему отопления и горячего водоснабжения, имеющую КПД 92%а также приборы учета электричества, холодной воды. Основными элементами системы поквартирного отопления и горячего водоснабжения многоэтажных домов являются индивидуальная теплогенерирующая установка, отопительные приборы, системы вентиляции и приборы измерения, контроля, автоматизированного управления отдельных узлов и комплекса в целом. Примечание: Отопление и горячее водоснабжение не газифицированных зданий электроэнергией с непосредственной трансформацией ее в тепловую, допускается применять по техническому заданию. Применение поквартирной системы отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов позволит организовать индивидуальный учет и регулирование потребления теплоты в зависимости от экономических возможностей и физиологических потребностей жителя. Поквартирное отопление приведет к снижению энергетических и сырьевых ресурсов на выработку тепловой энергии и как следствие этого, приведет к уменьшению нагрузки на экологическую обстановку. Вывод: Поквартирная система отопления и горячего водоснабжения является экономически, энергетически и экологически эффективным решением вопроса теплоснабжения для жилых многоквартирных зданий. Аналогичная ситуация возникает и в отрасли электроснабжения. И здесь в ближайшее время, в том числе благодаря трудам коллектива ученых и инженеров по направлению водородной энергетики ФГУП "ЦНИИ СЭТ", будут созданы технические условия перехода объектов ЖКХ на децентрализованные принципы генерации электричества. И не только ЖКХ, но и объектов промышленности, оборонного назначения, медицины и многих других, где требуется бесперебойное обеспечение электрической энергией. Такие преобразования, откроют, практически неограниченные возможности для привлечения инвестиций и кредитных ресурсов в модернизацию тепловой и электрической энергетики.Отличие предлагаемой концепции Программы от принятых ранее Федеральных целевых Программ состоит в том, что она, являясь значительной по своим масштабам, так как охватывает все регионы и привлекает к работе, в процессе реализации, большинство отраслей промышленности и науку, представляет собой совокупность большого количества малых проектов (максимум в пределах муниципального образования). Эти малые проекты могут реализовываться совершенно независимо друг от друга и иметь самые различные механизмы их реализации в максимальной степени, учитывающие местную специфику. Другими словами, с помощью методики преобразований микро экономики, добиться стабильно значимых результатов в макроэкономике без революционных потрясений, преодолеть пропасть между командно-административной и рыночной формами экономики.



Помощник Генерального директора "ЦНИИ СЭТ"

по государственным научно-техническим программам, Чл. Корр. ВАН КБ Х-М.М. Валеев

Copyright © 2006-2015 ЦНИИ СЭТ. Все права защищены.